Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС второго поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
[1]
Введение стандартов второго поколения позволило реализовать накопленный многолетний опыт работы по народному творчеству, так как народное искусство является одним из средств воспитания такого идеала.
Воспитание через народное творчество – это воспитание у детей культурного воображения, возможность увидеть мир по – новому, формирование активной творческой личности.
Фольклор – народная мудрость, народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Возрастные особенности младших школьников позволяют им через знакомство с фольклором во всём его многообразии и разножанровости понять, какой огромный вклад внёс русский народ в развитие мирового искусства и культуры. [2]
Сказки, народные песни, загадки, считалки, пословицы, поговорки, колыбельные песни не потеряли своего значения в наши дни. В них выражены общечеловеческие идеи долга, трудолюбия, чести, совестливости, любовь к родному краю, уважение к себе, мужество, справедливость, милосердие, доброжелательность, уважение к старшим, умение сдержать слово. В сказках все окружающие предметы, явления природы, звери думают, говорят и действуют. И все они сами решают, как им поступить в том или ином случае. Слушая сказку, ребёнок получает урок самовоспитания. Колыбельные песни внушают чувство уверенности, защищённости от беды, ребёнок как бы купается в ласке. Потешки – это школа игры. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания. Заклички дают возможность детям в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе. [3]
Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Праздник - это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры.[3]
Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой - это важнейшее в воспитании детей.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.
В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.
Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.
Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе народного творчества должны быть интегрированы в разные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Список литературы:
1. Данилюк, А.Я.,. Кондаков, А.М .,Тишков, В.А. «Концепция духовно -нравственного воспитания личности гражданина России».-
2. Аникин, В.П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. М.: Художественная литература, 1991, - 589с.
3. Кузнецова, Т.Н. Воспитание на традициях народной педагогики. Белгород: Изд-во БПУ, 1995, - 175 с.